Previous Entry | Next Entry

с первыми подснежникамиКак только я узнал, что самарские любители пещер организуют спелеолагерь в районе пещеры "Пропащая яма", сразу загорелся желанием туда съездить. Хорошая компания и новая пещера — что еще нужно для полноценного отдыха? Неожиданным бонусом оказался совершенно новый опыт: пещера преподнесла немало сюрпризов, о которых дальше и пойдет речь. О хорошей компании речи не будет, времени не хватит всё описать, хотя, конечно, хочется сказать огромное спасибо Валентину Потапову, Андрею Афанасьеву и всем-всем остальным участникам! Они сделали эту поездку не только познавательной, но и очень приятной. Но байки про отличную компанию читать не всем интересно, а вот опыт, сын ошибок трудных, спелеологам может пригодиться. Остальным, предупреждаю, может быть неинтересно и/или непонятно. Первый день, первый спуск
Афанасы (Афанасьева Лена под руководством брата Андрея) делают навеску, мы с напарницей Наташей Телеповой спускаемся сразу за ними. Наташа начинает спуск по фирменной веревкеНаташа пристегнулась к перилам, подходит к дыре, и вдруг жалуется, что не может заправить веревку в стоппер. Удивляюсь, беру её стоппер и ... тоже не могу. Сюрприз: вроде веревка как веревка, а в стоппер не лезет. Сидящий рядом Потапов (Офф) заявляет, что эта веревка — не какое-нибудь украинское фуфло, а настоящая фирменная веревка Тендо, 10 мм. Пробую свой стоппер — с большим трудом, но проталкивается. Самарцы ходят не со стопперами, а с решетками, там любая веревка нормально входит. А у Наташи стоппер новехонький, нераскатанный. К тому же у него щель для веревки на миллиметр меньше моей и нет такого закругления на краю тормозной бобышки, как у моего стоппера. На наших стопперах написано, что им подходит 9-12 мм, но эта 10мм Тендо не лезет. Моей силы хватает, чтобы впихнуть такую веревку в Наташин стоппер, но ясно, что такая задача не для нежных женских рук. Меняемся с Наташей стопперами. Она начинает спуск, и обнаруживает, что стоппер по фирменной веревке не едет. Вообще. Даже при зажатой ручке. Надо выбирать веревку с одной стороны и толкать с другой. Пока проталкивалась только первая перестежка, успела подойти следующая группа. Оля посоветовала мне заправлять веревку вообще минуя среднюю щель (кажется, это называется итальянской системой). Страшно! вход (вид снизу) Решил, что спущусь так, благо, сил хватает, а торопиться некуда (навеска до дна еще не готова). Почти сразу защелкнул карабин, который превращает стоппер в симпл (иначе просто рук не хватает, на стопорящую ручку жать и веревку протягивать). Где-то в середине второй перестежки мне это аукнулось  — там веревка то ли намокла, то ли запачкалась, и вдруг стоппер поехал! Пару метров я просвистел вниз без тормозов, но даже схватиться за веревку не успел, как стоппер снова встал намертво. Пока дотолкал стоппер до бревна (это здоровенная береза, упавшая в колодец и распершаяся там примерно на одной трети высоты колодца от поверхности) вымотался хуже чем на подъеме. Ну очень тяжко фирменную веревку через стоппер протягивать. На бревне перещелкнул стоппер на итальянскую систему, попробовал — получается! Держит не хуже решетки. Небезопасно, но хоть спуститься можно.

День второй, медвежий колодец.
На следующий день наше отделение (сначала Афанасы, потом Наташа и я) спускались в медвежий колодец, второй вход в пропащую яму. Только, по слухам, так как медвежий колодец весь ледяной, проход к пропащей яме быстро зарастает льдом. А чтобы пройти, долбить лед надо дня три. Никто даже и не челюсть внизу, вверху стены каменьпытался. Спустились и на дне нашли сюрприз 2 —  торчащую из ледяной стену челюсть, вроде бы коровью. Интересно, почему она вмерзла не в пол, не в монолит, а посередине стены?
На дне нашли шкурник, за ним виден ход. Шкурник вроде бы пролезаемый, только надо слегка сколоть ледяные сосульки. Наташа захотела пролезть. Сняли снаряжение, Наташа полезла, но застряла бедрами. Вылезла, сколотили немного льда. напарница пролезла. Правда, только лежа на спине: на животе не получилось, конфигурация потолка не позволила. За шкурником обнаружился короткий ход вперед и колодец вниз, куда Наташа в одиночку спускаться отказалась. У меня кости гораздо шире, застревают ребра. Полчаса долбили лед с двух сторон шкурника, расчистили так, что я смог проскользнуть вниз. Спустились вдвоём в ледяной колодец. С виду небольшой, метра два с половиной, но стенки ледяные. И на самом верху так узко, что я смог спуститься только подняв обе руки вверх — иначе мои плечи по ширине не пролазят.
Под колодцем, вместо обещанного картой киевского хода, нашли целую систему ходов. Часть ходов покрыта льдом, часть глиной. Исследуем. Хотя от ползанья по льду уже промокли и замерзли, но хочется все-таки найти проход в Пропащую яму. В какой-то момент замечаю среди девственной чистоты льда примерно на высоте бедра грязный след. О, думаю, наконец-то, следы людей! Дошли! Уточняю у Наташи — не она ли тут испачкала ледяную стену глиной? Пока Наташа всё отрицает, понимаю, что это наш след... Вот и сюрприз 3 — мы вернулись под ледяной колодец, пройдя кольцо, которого нет на карте! "водопад" Виктория Впрочем, мы быстро вернулись назад, допроверили все боковые ходы и, наконец, победа! Виктория!!! ("водопад" Виктория — самая заметная достопримечательность большого грота Пропащей ямы).
Бежим назад, где нас ждет (ожидаемый) сюрприз 4: обнаруживается, что выбраться из ледяного колодца куда сложнее, чем в него спуститься. Ледяные стены не дают опоры под ноги, а если поднять обе руки вверх (иначе мне не протиснуться) то цепляться руками тоже особо не получается. Беда в том, что отдохнуть посреди подъема невозможно: стоит расслабиться, как скатишься вниз. Снаряга наверху, да еще и за шкурником. После пары попыток сначала подпираю Наташу, чтобы она смогла выбраться вверх, камнем делаю во льду ступени, потом упираясь ногами в ледяные стены скольжу вверх. Благо, напарница сверху всё видит и вовремя подсказывает как повернуться и за что можно уцепиться. Уфф, потратив кучу сил мы выбираемся из ледяной ловушки. Но впереди ещё ждёт тот самый ледяной шкурник. Так как ещё на пути туда мы расширили шкурник аж под мой размер, Наташа выбирается, но замечает, что лезть назад и вверх оказалось намного сложнее, изгибы там странные. Я пытаюсь пролезть, и обнаруживаю, что мне мешает уже не лед, а камни, причем стоящие намертво. Вода, стекающая по люду мне навстречу, побуждает выбраться поскорее, но не получается. Наташе приходит в голову свежая мысль — попытаться пройти так же, как мы прошли этот шкурник сначала, то есть, ногами вперед и на спине. Так действительно получается лучше, камни не мешают. И, хотя в процессе пролезания мой комбез несколько раз примерзал ко льду, с Наташиной помощью мне удается вылезти. Вот такой нестандартный сюрприз 5 - конфигурация хода и поворотов такова, что приходится пролезать восходящую узость на спине и ногами вперед. Иначе говоря, нужно лезть ногами кверху!
Дрожим от холода, начинаются галлюцинации, как будто бы слышны голоса. Но в пещере никого не должно быть. На всякий случай покричали, таинственные голоса не отзываются. Впрочем, в пещерах с усталости и не такое может почудиться. Нам надо торопиться наверх, ведь еще надо снять веревку и успеть выйти до контрольного времени. Однако, глючные голоса в наших головах не унимаются, и скоро мы их уже узнаём... Это Офф привел свою группу под ледяной колодец от пропащей ямы, сделав нам еще один сюрприз (пусть это будет номер 6, раз уж начал нумеровать).
Впрочем, главный сюрприз нас, уже уставших после колодца и шкурника и порядочно замерзших, поджидает впереди. Пока мы развлекались внизу, сверху по веревке стекала вода. И замерзала прямо на веревке. Пока я снимал навеску внизу, напарница, уйдя вверх, обнаружила,что веревка до середины вмёрзла в лёд. Впрочем самая соль сюрприза 7 в том, что лёд быстро забил зубцы жумара и кроля, благодаря чему они стали свободно ходить по веревке в обе стороны. И поджимать кулачок здесь не помогает: от давления лёд тает, и скольжение получается только лучше. Про такую возможность нас предупреждал Андрей, но тогда я подумал, что в случае надобности легко свяжу прусик из жумарной педали. Мой кроль не подводил меня даже в "Тёмной" (где очень много жидкой глины), да и жумар до сих пор в худшем случае требовал только прижать кулачок к веревке. А здесь оба зажима сразу превратились в бесполезные для подъема железки. И тут, для разнообразия, жизнь преподнесла очень приятный сюрприз 8: примерно в это время Андрей забеспокоился, что нас долго нет, поднялся от лагеря наверх к пещере, и всех спас. Андрей скинул на веревочке оттяжку, из которой сделали прусик. Благодаря прусику мы и смогли выбраться. Просто чудо, что конфигурация стен позволила подняться на одном зажиме, и прусика (одного) хватило. Но я твердо запомнил, что в снаряге, помимо всего прочего, обязательно должны быть две веревочки — чтобы заменить кроль и жумар на такой вот случай. Все последующие дни две веревочки у нас с собой были, и даже пригодились.
День третий, мясорубкакамень упавший в мясорубку
На третий день наше отделение должно было вешать веревку в самой дальней и грязной части Пропащей ямы — "мясорубке". Как обычно, Афанасы ушли первыми провешивать колодцы. Мы с Наташей должны были попозже донести веревку, вышли после двух других групп, и пытались сами сориентироваться в незнакомой пещере по карте и найти Афанасов. Долго ли, коротко ли, но мы прошли до мясорубки даже раньше, чем был прибит последний спит. Чтобы не замерзнуть в ожидании, мы отправились на поиски хода в траурный грот, который по карте начинался совсем рядом, буквально в десяти метрах. Точнее, рядом с ходом к мясорубке на карте два хода — один тупиковый, а второй ведет в траурный грот. И вот тут нас ждал сюрприз 9: ход был только один (тупиковый), и никаких признаков второго. Ни шкурников, ни уступов, глухая стена. Сколько ни вертели карту, ни разглядывали стены, так и не поняли в чем прикол. Решили потом поискать этот ход из траурного. И, кстати, нашли, только к мясорубке не вышли — ход закончился тупиком. Так и не знаю, чем мы обязаны такому сюрпризу — то ли обвалу, то ли шутке топосъемщиков. Впрочем, сделать карту такой большой и сложной пещеры — просто фантастический объем работы, и парочка мелких неточностей только подчеркивают грандиозность подвига магнитогорских спелеологов.
Сюрприз 10 был на выходе из пропащей ямы. Оказывается, после мясорубки, где жидкая глина залепила кроль и жумар, мы добирались до выхода слишком долго. И глина в кроле и жумаре успела подсохнуть. А сухая глина ведет себя куда хуже мокрой. Мало того, что кроль не проходит по веревке и не цепляет её, подсохшая глина забила пружинки, и поджимание кулачков к веревке (само по себе трудоемкое занятие) работало далеко не всегда. Впрочем, только бледнолицый брат дважды наступает на одни и те же грабли, поэтому прусики у нас были, выбрались без потерь. А на следующий день перед подъемом я просто слегка смочил кроль в ближайшей луже, и он нормально пошел по веревке.
грибы растущие вверх ногами (зажигалка внизу для масштаба) В этой поездке было еще много дней, и много интересных и забавных моментов. Среди них растущие вверх ногами грибы, вопль новичка "Офф, Офф, а куда на стоппере ехать — вверх или вниз?", девочки, предпочитающие подольше постоять в распоре над пропастью и посмаковать свой страх (вместо того, чтобы побыстрее пройти вперед), отбирающие колбасу самарские гопники (девушки им предложили колбасу, они её взяли, чем обидели уральских девушек) и многое другое. Но это уже совсем другая история.